|
|||||||
|
|||||||
|
В.В. Маяковский Как делать стихи?Автор: Genadz (vers@al.ru)Дата публикации: 07/07/2002 Категория: Автор - Автору Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
Смысл настоящей статьи отнюдь не в рассуждении о готовых образцах или приемах, а в попытке раскрытия самого процесса поэтического производства. Как же делается стих? Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. Предшествующая работа ведется непрерывно. Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок. Например, сейчас (пишу только о том, что моментально пришло в голову) мне сверлит мозг хорошая фамилия "Господин Глицерон", происшедшая случайно при каком-то перевранном разговоре о глицерине. Есть и хорошие рифмы: (И в небе цвета) крем(вставал сурово) Кремль. (В Рим ступайте, к французам) к немцам (Там ищите приют для) богемца. (Под лошадиный) фырк (когда-нибудь я добреду до) Уфы. Уфа глуха. Или: (Окрашенные) нагусто (и дни и ночи) августа. и т.д. и т.д. Есть нравящийся мне размер какой-то американской песенки, еще требующей изменения и русифицирования: Хат Хардет ХенаДи вемп оф совена Ди вемп оф совена Джи-эй. Есть крепко скроенные аллитерации по поводу увиденной мельком афиши с фамилией "Нита Жо": Где живет Нита Жо?Нита ниже этажом. Или по поводу красильни Ляминой: Краска - дело мамино.Моя мама Лямина. Есть темы различной ясности и мутности:
Все эти заготовки сложены в голове, особенно трудные - записаны. Способ грядущего их применения мне неведом, но я знаю, что применено будет все. На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-то бормочу. Сосредоточением на этом объясняется пресловутая поэтическая рассеянность. Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательно оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т.д. Улица.Лица У… (Трамвай от Сухаревой башни до Срет. Ворот, 13г.) Угрюмый дождь скосил глаза, - А за… (Страстной монастырь, 12г.) Гладьте сухих и черных кошек. (Дуб в Кунцеве, 14г.) Леевой. Левой. (Извозчик на Набережной, 17г.) Сукин сын Дантес. (В поезде около Мытищ, 24г.) И т.д. и т.д. Эта "записная книжка" - одно из главных условий для делания настоящей вещи. Об этой книжке пишут обычно только после писательской смерти, она годами валяется в мусоре, она печатается посмертно и после "законченных" вещей, но для писателя эта книга - все. У начинающих поэтов эта книжка, естественно, отсутствует, отсутствует практика и опыт. Сделанные строки редки, и поэтому вся поэма водяниста, длинна. Начинающий ни при каких способностях не напишет сразу крепкой вещи; с другой стороны, первая работа всегда "свежее", так как в нее вошли заготовки всей предыдущей жизни. Только присутствие тщательно обдуманных заготовок дает мен возможность поспевать с вещью, так как норма моей выработки при настоящей работе это - 8-10 строк в день. Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления. Раньше я так влезал в эту работу, что даже боялся высказывать слова и выражения, казавшиеся мне нужными для будущих стихов, - становился мрачным, скучным и неразговорчивым. Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я "не мужчина, а облако в штанах". Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года "облако в штанах" понадобилось мне для названия целой поэмы. Я два дня думал над словами о нежности одинокого человека к единственной любимой. Как он будет беречь и любить ее? Я лег на третью ночь спать с головной болью, ничего не придумав. Ночью определение пришло. Тело твоебуду беречь и любить, как солдат, обрубленный войною, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу. Я вскочил, полупроснувшись. В темноте обугленной спичкой записал на крышке папиросной коробки - "единственную ногу" и заснул. Утром я два часа думал, что это за "единственная нога" записана на коробке и как она сюда попала. Улавливаемая, но еще не уловленная за хвост рифма отравляет существование: разговариваешь, не понимая, ешь, не разбирая, и не будешь спать, почти видя летающую перед глазами рифму. С легкой руки Шенгели у нас стали относиться к поэтической работе как к легкому пустяку. Есть даже молодцы, превзошедшие профессора. Вот, например, из объявлений харьковского "Пролетария" (№256):
"Как стать писателем. Не угодно ли?! Впрочем, это продукт дореволюционный. Уже приложением к журналу "Развлечение" рассылалась книжица "Как в 5 уроков стать поэтом". Я думаю, что даже мои небольшие примеры ставят поэзию в ряд труднейших дел, каковым она и является в действительности. Отношение к строке должно быть равным отношению к женщине в гениальном четверостишии Пастернака: В тот день тебя от гребенок до ног,как трагик в провинции драму Шекспирову, таскал за собой и знал назубок, шатался по городу и репетировал. В следующей главе я попробую показать развитие этих предварительных условий делания стиха на конкретном примере писания одного из стихотворений. Ссылки по теме: Друзья: | ||||||