Справочник поэта наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Справочник поэта





Строки о строфах

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Справочник поэта




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение.

Такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа, основывается на порядке расположения рифм в стихах (здесь под стихами мы подразумеваем отдельные строки).

Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

Наименьшей из строф является двустишие. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

Нестрофические встречаются:

В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

Отечески пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)


В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие.

Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются - и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
А.С.Пушкин, Ночь


Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой -
И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока -
Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
В.А.Жуковский, Мщение


Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

Я не поэт - и, не связанный узами
С музами,
Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
Славою.
Родине предан любовью безвестною,
Честною,
Не воспевая с певцами присяжными,
Важными
Злое и доброе, с равными шансами,
Стансами,
Я положил свое чувство сыновнее
Все в нее.
В.С.Курочкин, фрагмент.


Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло
.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.


Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

Схема октавы: абабабвв

В шесть лет он был ребенок очень милый
И даже, по ребячеству, шалил;
В двенадцать приобрел он вид унылый
И был хотя хорош, но как-то хил.
Инесса горделиво говорила,
Что метод в нем натуру изменил:
Философ юный, не смотря на годы,
Был тих и скромен, будто от природы.

Признаться вам, доселе склонен я
Не доверять теориям Инессы.
С ее супругом были мы друзья;
Я знаю, очень сложные эксцессы
Рождает неудачная семья,
Когда отец - характером повеса,
А маменька ханжа. Не без причин
В отца выходит склонностями сын!


Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

Схема терцины:

аба
бвб
вгв
гдг
дед
и т.д.


Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.

Широкую известность терцинам принесло произведение Данте Алигьери "Божественная комедия". Истинно русской строфой терцине так и не удалось стать: обычно она встречается в подражаниях Данте и стилизациях, как, например, у Пушкина:

И дале мы пошли - и страх обнял меня.
Бесенок, под себя поджав копыто,
Крутил ростовщика у адского огня.

Горячий капал жир в копченое корыто,
И лопал на огне печеный ростовщик.
А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"

Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
Одно стяжание имев всегда в предмете,
Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете."
Тут грешник жареный протяжно возопил:
"О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе зажав, отворотил лицо,
Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
И, камень приподняв за медное кольцо,

Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.


Ссылки по теме:
КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
Страницы: 1

Друзья:

(c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
Программная поддержка - Алексей