Справочник поэта наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Справочник поэта





Размеры русского классического стиха.

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Справочник поэта




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Двусложные размеры


Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —È), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.

ÈÈÈ
ÈÈÈÈ
ÈÈÈ
ÈÈÈÈ


Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба È—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды

ÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈ


Трехсложные размеры


Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —ÈÈ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ


Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия ÈÈ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли

ÈÈ ÈÈ ÈÈ È
ÈÈ ÈÈ ÈÈ È

Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ÈÈ—), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈÈ
ÈÈÈÈÈÈ

Четырехсложные размеры - пеоны

Пеоны к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:

I —ÈÈÈ
II ÈÈÈ
III ÈÈÈ
IV ÈÈÈ

В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:

I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.

Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
"Придорожные травы"

Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева

Фонарики, сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В ночной вы тишине?
Так чинно вы расставлены
По улицам у нас:
Ночные караульщики,
Ваш верен зоркий глаз!
<...>

Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.

Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
Что давно я не видалася с тобой, -
Муж ревнивый не пускает никуда;
Отвернусь лишь, так и он идет туда.
А.П.Сумароков,1770

Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).

Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:

Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
<...> "Гофман"

Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.

Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.

Ссылки по теме:
КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
Страницы: 1

Друзья:

(c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
Программная поддержка - Алексей