|
|||||||
|
|||||||
|
Размеры русского классического стиха.Автор: Genadz (vers@al.ru)Дата публикации: 07/07/2002 Категория: Справочник поэта Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
Двусложные размерыХорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —È), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)
В небе тают облака, —È —È —È —È —È —È —È — —È —È —È —È Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба È—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды È— È— È— È— È— È— È— È— È È— È— È— È— È— È— È— È— È Трехсложные размерыДактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —ÈÈ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно. —ÈÈ —ÈÈ —ÈÈ —È —ÈÈ —ÈÈ —ÈÈ — —ÈÈ —ÈÈ —ÈÈ —È —ÈÈ —ÈÈ —ÈÈ — Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли È—È È—È È—È È— È—È È—È È—È È— Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ÈÈ—), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. ÈÈ— ÈÈ— ÈÈ— È ÈÈ— ÈÈ— ÈÈ— ÈÈ— ÈÈ— ÈÈ— È ÈÈ— ÈÈ— ÈÈ— Четырехсложные размеры - пеоныПеоны к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:I —ÈÈÈ II È—ÈÈ III ÈÈ—È IV ÈÈÈ— В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку: I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам. Спите, полумертвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращенные творцом, Смятые невидевшим тяжелым колесом. "Придорожные травы" Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева Фонарики, сударики, Скажите-ка вы мне, Что видели, что слышали В ночной вы тишине? Так чинно вы расставлены По улицам у нас: Ночные караульщики, Ваш верен зоркий глаз! <...> Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания. Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой, Что давно я не видалася с тобой, - Муж ревнивый не пускает никуда; Отвернусь лишь, так и он идет туда. А.П.Сумароков,1770 Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930). Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера: Одну минуточку, я что хотел спросить: Легко ли Гофману три имени носить? О, горевать и уставать за трех людей Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей. <...> "Гофман" Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую. Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания. Ссылки по теме: Страницы: 1
Друзья: | ||||||