|
|||||||
|
|||||||
|
Что такое стихотворение?Автор: Genadz (vers@al.ru)Дата публикации: 07/07/2002 Категория: Советы начинающим Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
Чтобы написать хорошие стихи может понадобиться нечто большее, чем просто вдохновение. Многие поэты согласятся с Райнером Марией Рильке в его "Письмах к молодому поэту": "Но позвольте мне сразу же предупредить: читайте как можно меньше литературной критики - такие вещи либо излагают укоренившееся мнение, ставшее избитым и бессмысленным, жестким и лишенным жизни; либо являются просто умной игрой слов, в которой сегодня берет верх одно мнение, а завтра - другое." Тем не менее, прежде, чем просто отмахнуться от тех достижений человеческой мысли, которые легли в основу стихосложения, необходимо принять во внимание следующее:
1. Поэзия может остаться только развлечением, бедным родственником прочих видов искусств и ветвей науки.
2. Часто при создании стихов автор полагается только на собственные внутренние ресурсы, знания, интуицию. Если же стихи писать опираясь более на умение, чем вдохновение, то умело оперируя законами и механизмами стихосложения, то поэт имеет больше шансов получить на выходе действительно стоящую вещь.
3. Оригинальность, которая не может объяснить себя, обычно остается незамеченной.
4. Все поэты стараются придерживаться каких-нибудь направлений (или создавать собственные), т.к. без этого их творчество лишено конечного смысла. Различные направления имеют свои достоинства и недостатки, которые воспринимаются гораздо отчетливей, если приложить хоть немного теории.
5. Теория требует рассмотрения всей ситуации в целом, изучения мотивов, поиска материала глубокого, имеющего непреходящую ценность. Хотя современные исследования могут запутать и разочаровать новоиспеченного поэта, они все же поднимают глубинные вопросы, которые нельзя игнорировать.
6. Хорошая теоретическая база - жизненно важное средство для улучшения мастерства. Что бы там ни считали начинающие, но их все их идеи и выводы имеют какой-то определенный источник, расположенный глубоко в подсознании, во всем прошлом опыте. Правильное изучение этих идей, этого источника может обеспечить настоящим вдохновением и дать материал для дальнейшей работы.
7. Сочинительство по существу - занятие, тесно связанное с одиночеством, к тому же приносящее очень мало в материальном плане. Долгие часы уединения настолько вредят дружбе и семейному счастью, что большинству авторов требуется иное обоснование своего занятия этой деятельностью, кроме как "попробовать выразить себя в поэзии". Они должны понимать смысл своего занятия и быть убеждены в его ценности. А для этого, в свою очередь, необходимо знать:
А) что составляет хорошее стихотворение, и
Б) имеет ли истина в поэзии какую-нибудь самостоятельную ценность. Так что же такое стихотворение?Можно не сомневаться, что хороших определений стихотворения практически нет - если под таковыми рассматривать понятные, несущие информацию определения, не являющиеся полной тавтологией. В равной мере нет каких-либо рецептов или инструкций, по которым можно было бы создать хорошее стихотворение. Нет даже договоренности о том, что же считать действительно хорошим. Большинство из публикуемого материала как-то соответствует интересам достаточно неширокой аудитории, разбирающейся в поэзии, и создается довольно небольшим количеством авторов. Короткое произведение, отражающее личность и соотносящееся с современными веяниями скорее всего воспримут так, как и предполагает автор - в качестве стихотворения. Существует три различных взгляда на цели поэзии: традиционный, модернистский и постмодернистский. Смысл словарных статей, придерживающихся традиционных категорий, можно свести к примерно следующему: "выражение или воплощение красоты, возвышенных мыслей, фантазий или ощущений в языке , специально подобранном для того, чтобы вызывать эмоции или провоцировать работу воображения." традиционалист отметит, что автор выражает свою идею, реальную или вымышленную, в такой форме, чтобы придать устойчивый и всеобщий смысл тому, что обычно ускользало от понимания / осознания либо же было слишком частным. А так как автор является еще и членом общества, то он придает этому форму, понятную и приятную для остальных, пытаясь вызвать в них эмоции, сходные с его собственными. Живописцы часто идут еще дальше. Картины - это воплощения реальности, которые придают ценность, порядок и важность объектам или сценам, на них отображенным. Такие объекты и сцены становятся доступны посредством изображения, в то же время представляя самостоятельный визуальный интерес, как из-за взаимосвязи с другими картинами, так и благодаря тому вниманию, которое им уделяет общество. В вышесказанном стоит особо отметить слово "реальность". Искусство почти полностью направлено на воображение, но также создает подобие реальности, оставляя отпечаток в наших мыслях и чувствах. Оно проясняет, усиливает и увеличивает наш жизненный опыт. Читая хорошее стихотворение, мы не можем не испытывать к нему неподдельный интерес, воспринимая самую его сущность немедленно и в целом. Мы возвышенно постигаем точку зрения автора, не теряя собственных убеждений и осознания своих возможностей. Модернисты делают основной упор на сам язык. Мир может существовать или не существовать вне нашей чувственной сферы, но стихи - это некая вещь в себе, и основным источником и носителем смысла является язык, средствами которого строится стихотворение. Этот язык - неотъемлемая часть исторической эпохи, интересов автора и понимания читателя. Но все же каждое стихотворение уникально, оно не может существовать в иной форме. Часто задействуется очень большое количество ресурсов языка, но все же более важными представляются уже внутренние связи слов в стихотворении - оттенки смысла, ирония, необычные ассоциации. Стихи постмодерна совсем другие. Мир существует только через наше осознание его и отражение в повседневной речи. Вне языка не существует никакой дальнейшей, "абсолютной" реальности, и поисками глубокого духовного смысла искусства мы предаем самих себя. Авторы создают произведения, помещая рядом современные образы и понятия, но эти порождения мысли не имеют дальнейшего значения. Важнейшим представляется современный мир коммуникаций и информации, и возможно, он-то и является единственной настоящей реальностью. Стихотворения, проникнутые предыдущим литературным наследием, как бы не имеют конкретного автора, претенциозны и дают ощущение принадлежности к особому, избранному кругу. И современный мир рисуется именно таким, какими кажутся стихи, - безликим, мелким и неупорядоченным. Итак, важны ли различия? Для редакторов журналов и издателей - безусловно важны, и если вы отправите произведение не в то издание, то зря потратите свое и чужое время. Также они иногда могут повредить самооценке и положению поэта. Ведь репутация помогает точно также (если не больше), как и литературный гений. А если вы пытаетесь прибиться сразу к нескольким лагерям, то, скорее всего, вы будете отвергнуты постоянными их сторонниками. Принадлежность к какой-нибудь группе становится все более желательно, а выбор несет не только выгоду, но и определенные ограничения. Традиционалисты утверждают, что искусство личное дело каждого, но это дело еще и возлагает серьезные обязанности - созидание в соответствии с неизменными основами жизни. А репутация отходит на второй план в долгом путешествии к пониманию и духовному исцелению. Модернисты назовут такие обязанности совершенно лишними и утешатся ученой публикацией. Постмодернисты отрекутся от исторического багажа и направят взор в мир информационных технологий и его изменчивой моды. Поэтому поэты должны четко осознавать, что они хотят сделать и какую цену они будут вынуждены заплатить. Никто не будет требовать от вас безоговорочного подчинения каким-либо предписаниям, занимаясь поэзией нельзя не задумываться о ее будущем, целях и своей роли в искусстве. И чтобы подняться над уровнем обыденных разговоров и приземленных устремлений, надо читать, и читать много. Начинать всегда стоит с различных поэтов прошлого, постепенно приближаясь к настоящему, переходя от страны к стране, с континента на континент, отмечая их особенности и общие элементы. Затем стоит четко определить эстетические, социальные и политические вопросы, о которых не должен забывать человек искусства (ведь теперь уже приходится думать об обществе, не замыкаясь на одной-единственной личности). И напоследок, каждая тема, которая поднимается в творчестве, требует такой же тщательной проработки, как и какая-нибудь научная монография или исторический роман. (c) Litlangs 2000(c)2001 Перевод и адаптация - Геннадий (http://for-te.ru) оригинал статьи - на сайте http://www.poetrymagic.co.uk/ Ссылки по теме: Страницы: 1
Друзья: | ||||||