|
|||||||
|
|||||||
|
Что такое поэзия?Автор: Genadz (vers@al.ru)Дата публикации: 07/07/2002 Категория: Советы начинающим Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
Что такое поэзия? Обычно на это отвечают что-то наподобие "короткое произведение личного характера, разбитое на строки". Годится ли такой ответ? В искусстве всегда тяжело давать определения. Все отчетливо различимое и важное обычно избегает той ученой речи, с помощью которой мы стремимся охватить все точки зрения на предмет. Возможно, мы должны были бы сказать, что поэзия - это ответственная попытка посредством литературной композиции выразить человеческим языком наше понимание окружающего мира. На сегодняшний день возможно говорить о как минимум трех взглядах на природу поэзии. Традиционалисты утверждают, что стихотворение - это выражение некой идеи в форме, которая понятна и приятна окружающим, заставляя читателя сопереживать автору. Для модернистов стихотворение - это самостоятельный объект, который может отражать или не отражать реальный мир, но создан языком со сложной системой ссылок, придающим ему особенную выразительность. Постмодернисты рассматривают стихотворение как коллаж из всяческих крылатых выражений, фразеологизмов, цитат, который интересен сам по себе, т.е. оно может выражать, оспаривать и/или высмеивать какое-либо мнение, но не отсылает читателя ни на что, кроме самого себя. Что отличает поэзию от всех остальных документов, представленных в письменном виде? Ничего, скажет подавляющее большинство исследователей: это все тексты, будь это философский трактат или бульварная газета. Но это интересно только читателям толстых научных журналов, т.к. поэзия действительно кажется чем-то другим. Даже если принять во внимание, что поэзией могут быть и стихи, и проза, отличаем-то мы поэзию по тому, что она трогает нас за душу. Для всех, кроме постмодернистов, это именно и есть форма искусства, которая должна делать то же, что и прочее искусство - давать описание мира, выражать или вызывать эмоции, радовать нас своей формой и стоять на своем, как нечто автономное и самодостаточное. Несомненно, об этом можно говорить и далее, но начинающий поэт нетерпелив. Теоретики, как и хорошие адвокаты, могут доказать что угодно, но есть ли более практические подходы к оценке поэзии? Для начала следует отметить, что эстетика, также как и литературоведение, не существует отдельно, в неком вакууме, но в сообществе наук, в кругу общих понятий и подходов. Обычно они пишутся для коллег-ученых и их бедняг-студентов. Их понимание предмета поэзии важно, и более того - необходимо, для борьбы с теми полуправдами, что населяют поэтический мир, и для поддержания необходимой глубины и существа поэзии. Но начинающий поэт может изначально отступить от этих непонятных ему понятий и присоединиться к тому сообществу, которое и является по существу поэзией. Поэзия также имеет свои верования и образцы для подражания. Их смысл должен быть усвоен через непосредственное участие - написание стихов, их оценка другими авторами, умение оценить по заслугам все многообразие работ и постепенное овладение ремеслом, навыками и умениями поэтической речи. Учитывая влияние повседневной жизни, все это не так уж и легко достижимо. Также никем не установлено, чему именно стоит обучаться. Различные направления в поэзии часто достаточно враждебны друг к другу, и то, что превозносится одними, низвергается другими. Начинающий поэт должен много читать, входить во многие группы, принимать как должное любую критику, но, возможно, и не забывать следующее: 1. Поэзия может называться и искусством недосказанного, подразумеваемого. Хорошее стихотворение - всегда нечто большее, чем просто слова - нечто неосязаемое, достигающее своей реализации в вещах, которые почти не различимы; нечто, возникшее из своей формы и без этой формы не существующее. Любое стихотворение, которое можно полностью понять или пересказать другими словами - не настоящее стихотворение, а просто складно рассказанная или эмоциональная проза (хотя и не самая плохая). 2. Каждое стихотворение - это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым. Главный аргумент против массовой любительской поэзии состоит в том, что она использует устаревшие поэтические формы (искусство - это всегда смесь элементов модных и безнадежно устаревших), но все же поэзия совсем не обязана быть вызывающей, а, наоборот, должна исследовать природу и географию человеческого естества. 3. Все стихотворения индивидуальны для своего автора, но у любого поэта бывают различные периоды в творчестве, на которые влияет стиль, интересы, увлечения, разделяемые убеждения. Вы можете пройти сквозь многие стили и приверженности всяческим техникам письма. И по мере того, как ваш творческий голос будет развиваться в соответствии с вашим видением мира, ваше понимание поэзии будет изменяться. 4. Стихи не создаются по рецепту или простым выливанием содержания на единственно доступную почву. Форма и содержание взаимодействуют в процессе создания и в получившемся продукте, так что стихи все время будут спрашивать у вас, что вы пишете и почему. Ответы, которые вы даете себе, отображают ваше понимание поэзии. Повторюсь, это понимание будет развиваться - чтобы включить в этот опыт наиболее присущую вам часть, ведь стихи - это далеко не безболезненное жонглирование словами. 5. Многие поэты пытались объяснить природу своего умения. Их высказывания полезны всем и часто приоткрывают новые дороги для движения мысли, но с ними стоит обращаться осторожно. Люди искусства известны тягой к скрытности и редко описывают картину в целом. Чтобы понять их слова, нужно сначала полюбить их работу, вникнуть в их идеи и только затем соизмерять высказывания с общей концепцией творчества. (c) Litlangs 2000(c)2001 Перевод и адаптация - Геннадий (http://for-te.ru) оригинал статьи - на сайте http://www.poetrymagic.co.uk/ Ссылки по теме: Страницы: 1
Друзья: | ||||||