Автор - Автору наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Автор - Автору





Стихотворение в стиле Маяковского: реально ли это?

Валерий Градович Автор: Валерий Градович (torpedozd@front.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Автор - Автору




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Попробуем сочинить стихотворение в стиле В.В.Маяковского. Для этого обратим внимание на основные черты его стиля, благо, нет на земле ничего более индивидуального, чем "лесенка" Маяковского.

Первое, что необходимо обозначить - это лексический ряд поэта. Во-первых, он чрезвычайно широк, то есть использование редких слов, профессионализмов, неологизмов только приветствуется. Обязательно наличие сленга, но с соблюдением рамок приличия, ограничиваемого выражениями типа "сволочь", "проститутка", "хам". Обязательно присутствие таких свойственных элементов стиля "модерн": лексический контраст, диссонанс, оксюморон, то есть нужно стремиться ставить рядом совершенно разнородные слова, чтобы получить наиболее необычные сочетания (как раз в этом, я считаю, заключается главный козырь творчества Маяковского).

Обратите внимание на смещение ударений в некоторых "трудных" словах. Оно делается не столько для сохранения ритмического рисунка, сколько для стилистической окраски (Маяковский сказал бы "для подкраски"): мол, пролетарию некогда вникать в эти буржуазные формальности с ударением.

Еще один момент, характерный для Маяковского - использование "импортных" выражений типа "гау ду ю ду", "бонжуры", "фатерлянд" или "Boulevard Raspail". Природа этого приема та же. В словах умышленно делаются ошибки (например, "менАджер"), чем выражается отвращение к заграничному языку и культуре, как к "несоветской", буржуазной.

Аллитерация у Маяковского встречается ярко выраженными фрагментами: если он задумал сыграть на звуке[р], то он играет на нем так, что стоит сплошной рокот. То же касается и звука [с], и других "художественных" звуков.

Образование новых слов также поощряется (агитнуть, испешеходить, прозаседавшиеся, выкипячивать, народина, вызванивать). Делается это тогда, когда новосоставленное слово более четко передает смысл фразы.

Теперь переходим к "лесенке". Хотя на первый взгляд найти систему ее построения кажется трудной задачей, на самом деле все очень просто; даже проще, чем у "нормальных" поэтов: каждая ступенька у Маяковского предназначена для одного удара (шага). Поэтому каждый раз, когда вам необходимо совершить звонкий и/или гулкий шаг и приземлиться ступней своей ноги на то или иное слово - просто перенесите эту строку на новую ступеньку. Если же шага нет, а лишь перенесение центра тяжести - оставайтесь на этой ступеньке.

Еще. Постарайтесь добиться неравномерного, но четкого ритма: представьте, что вы шагаете по лестнице не равномерно, а беспорядочно, то есть иногда перешагивая через ступеньку, а иногда и через две.

Вот, в общем, и все основные правила сочинения стихов по-маяковски. Можно приступать к их написанию. Правда, здесь возникает вопрос, как начать стихотворение. Придерживайтесь правила: начать нужно как можно более неожиданно и резко. Чем более нестандартно вы начнете, тем лучше.

В итоге, если вы будете соблюдать вышеперечисленные правила, вы получите что-то вроде такого стихотворения:

         Едва рассеется
                       печали падаль,
         Прокашлявшись,
         Стальная ключица
                         вспотеет
                                 вся
         И призадумается:
                         "А надо ль?"
         В сутках токаря
                        испаряется
         Перекуренная работа
         На план
                 не смотрит
                            даже,
         А вокруг
                  все нахально насмехаются:
         "То-то!"
                 -Не внимают
         Высшей фигуре пилотажа.
         Укорачивать переyчетом
                               полдень будний,
         Как рулетку
                     съеживать змеей
         Растащенный
                     утехами
                             промямлил нудно:
         "Дело
               головы
                      не твоёй".
         Как высвистишь что больше
         Тому пролетарию -
         Нарисуется вдруг картина:
         С одной стороны,
                          души в нем
                                    не чаю,
         А на реверсе
                      все одно -
                                    скотина.


Ссылки по теме:
КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
Страницы: 1

Друзья:

(c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
Программная поддержка - Алексей