Стихотворение в стиле Маяковского: реально ли это?
Автор: Валерий Градович (torpedozd@front.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Автор - Автору
КомментироватьОтправить статью по e-mailВерсия для печати
Попробуем сочинить стихотворение в стиле В.В.Маяковского. Для этого
обратим внимание на основные черты его стиля, благо, нет на земле ничего
более индивидуального, чем "лесенка" Маяковского.
Первое, что необходимо обозначить - это лексический ряд поэта. Во-первых,
он чрезвычайно широк, то есть использование редких слов, профессионализмов,
неологизмов только приветствуется. Обязательно наличие сленга, но с
соблюдением рамок приличия, ограничиваемого выражениями типа "сволочь",
"проститутка", "хам". Обязательно присутствие таких свойственных элементов
стиля "модерн": лексический контраст, диссонанс, оксюморон, то есть нужно
стремиться ставить рядом совершенно разнородные слова, чтобы получить
наиболее необычные сочетания (как раз в этом, я считаю, заключается
главный козырь творчества Маяковского).
Обратите внимание на смещение ударений в некоторых "трудных" словах.
Оно делается не столько для сохранения ритмического рисунка, сколько для
стилистической окраски (Маяковский сказал бы "для подкраски"): мол,
пролетарию некогда вникать в эти буржуазные формальности с ударением.
Еще один момент, характерный для Маяковского - использование "импортных"
выражений типа "гау ду ю ду", "бонжуры", "фатерлянд" или "Boulevard Raspail".
Природа этого приема та же. В словах умышленно делаются ошибки (например,
"менАджер"), чем выражается отвращение к заграничному языку и культуре,
как к "несоветской", буржуазной.
Аллитерация у Маяковского встречается ярко выраженными фрагментами: если
он задумал сыграть на звуке[р], то он играет на нем так, что стоит
сплошной рокот. То же касается и звука [с], и других "художественных"
звуков.
Образование новых слов также поощряется (агитнуть, испешеходить, прозаседавшиеся,
выкипячивать, народина, вызванивать). Делается это тогда, когда новосоставленное
слово более четко передает смысл фразы.
Теперь переходим к "лесенке". Хотя на первый взгляд найти систему ее
построения кажется трудной задачей, на самом деле все очень просто; даже
проще, чем у "нормальных" поэтов: каждая ступенька у Маяковского предназначена
для одного удара (шага). Поэтому каждый раз, когда вам необходимо совершить
звонкий и/или гулкий шаг и приземлиться ступней своей ноги на то или иное
слово - просто перенесите эту строку на новую ступеньку. Если же шага нет,
а лишь перенесение центра тяжести - оставайтесь на этой ступеньке.
Еще. Постарайтесь добиться неравномерного, но четкого ритма: представьте,
что вы шагаете по лестнице не равномерно, а беспорядочно, то есть иногда
перешагивая через ступеньку, а иногда и через две.
Вот, в общем, и все основные правила сочинения стихов по-маяковски. Можно
приступать к их написанию. Правда, здесь возникает вопрос, как начать
стихотворение. Придерживайтесь правила: начать нужно как можно более неожиданно
и резко. Чем более нестандартно вы начнете, тем лучше.
В итоге, если вы будете соблюдать вышеперечисленные правила, вы получите
что-то вроде такого стихотворения:
Едва рассеется
печали падаль,
Прокашлявшись,
Стальная ключица
вспотеет
вся
И призадумается:
"А надо ль?"
В сутках токаря
испаряется
Перекуренная работа
На план
не смотрит
даже,
А вокруг
все нахально насмехаются:
"То-то!"
-Не внимают
Высшей фигуре пилотажа.
Укорачивать переyчетом
полдень будний,
Как рулетку
съеживать змеей
Растащенный
утехами
промямлил нудно:
"Дело
головы
не твоёй".
Как высвистишь что больше
Тому пролетарию -
Нарисуется вдруг картина:
С одной стороны,
души в нем
не чаю,
А на реверсе
все одно -
скотина.
Ссылки по теме: