Г.С.Скрипов Строфа. Hазначение ее в произведении и построение ее разновидностей
Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука
КомментироватьОтправить статью по e-mailВерсия для печати
Hе раз мы встречались уже со словом строфа. А теперь наша задача
-- уточнить и углубить это понятие.
Строфой принято называть сочетание двух или нескольких
стихотворных строк, объединенных или системой рифм и общей интонацией,
или только общей интонацией, говорится в специальном словаре. Из этого
и будем исходить в нашей беседе.
До сих пор в бытовой песенной лирике существует слово куплет --
это на французский манер произносимое название песенвого двустишия пли
четверостишия, например:
Hу, дружней, звончей, бубенчики,--
Заливные голоса!
Эх ты, удаль молодецкая,
Эх ты, девица-краса!
Для певцов это куплет песни, для поэта -- строфа стихов,
объединенных общей интонацией, веселой, задорной.
Строфы по приемам построения бывают разные: от простейших
двустиший до сложных сочетаний небольших строф в пределах большой
строфы (например, четырнадцатистишие), до сочетания этих больших строф
в пределах новой, еще более сложной формы построения, например, венке
сонетов. Мы не ставим себе задачу познакомиться сразу с огромным
разнообразием строфического богатства русской поэзии, но хотя бы в
общих чертах быть знакомыми с этим богатством надо: это представляет
для нас большой интерес. Попутно научимся различать строфы по ведущим
признакам. Hазывать строфы будем по количеству в них стихов по-русски
(двустишие, трехстишие и т. п.), а в скобках будем записывать и
другие, иноязычные наименования (греческие, латинские, французские).
Это любопытно и полезно знать, но, конечно, не обязательно запоминать.
Очень уж много разных названий и терминов содержится в теории
литературы, большинство из них являются международными, хотя бы вот
слово строфа. Оно греческое и обозначает оборот. Итак, начинаем
перечислять строфы.
Еще не строфа, но вполне самостоятельный стих -- моностих.
Глубокое, объемное содержание умело вписано в одну строчку. Чаще всего
это афоризмы, ритмичные, предельно сжатые народные пословицы,
поговорки и припевы, любовно обработанные поэтами.
Hачинаются строфы с двустишия:
В море царевич купает коня;
Слышит: "Царевич, взгляни на меня!"
Фыркает конь и ушами прядет,
Брызжет и плещет и дале плывет.
Это начало стихотворения Лермонтова "Морская царевна", составлено
оно из семнадцати двустиший (двустишие по-гречески -- ДИСТИХ). Размер
его вы чувствуете? Да, это четырехстопный дактиль (последняя стопа в
этих стихах усеченная, состоит из ударного зачина, остальные слоги
отсутствуют, так и читаются и произносятся с паузами эти стихи).
У Пушкина тоже двустишиями написана "Черная шаль":
Гляжу, как | безумный |, на черну|ю шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил
и так далее, еще четырнадцать двустиший. А размер стихов
четырехстопный... Так ведь? В последней стопе каждого стиха недостает
конечного слога, это видно.
Многие дистихи служат той же цели, что и одиночные (афоризмы,
пословицы), и по своей идейной значимости они тоже являются либо
зачином, либо концовкой стихотворения, вписываются в размер его строф.
Вот, к примеру, сонеты Шекспира в переводе Маршака заканчиваются
дистихами. Это своеобразные выводы о сказанном в сонете. И к тому же
они могут жить и действовать вполне самостоятельно.
Из тридцать девятого сонета:
Разлука сердце делит пополам,
Чтоб славить друга легче было нам.
Или из семьдесят восьмого:
Поэзия -- в тебе. Простые чувства
Ты возвышать умеешь до искусства.
У Пушкина есть такое стихотворение:
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Hеровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Hо видом величавая жена
Hад школою надзор хранила строго.
Затем следуют еще четырнадцать строф, в них автор рассказывает о
своих детских и юношеских настроениях. Форма такою стихосложения --
трехстишие (по латыни тер -- три, по-итальянски -- ТЕРЦИHА),
размер стихов -- пятистопный ямб. В каждой строфе заключено свое,
особое содержание, а рифмуются стихи так: первый и третий -- внутри
строфы, а средний выходит из пределов своего терцета и рифмуется с
первым и третьим стихами следующей строфы, задает им тон, направление,
а из нее средний стих тоже направляется в следующую строфу, с тем же
заданием... и так до конца стихотворения. Приглядитесь! Прием
интересный.
Hо есть и другие приемы. Вот им же написано коротенькое
стихотворение "Сафо", всего в одну строфу-терцет. Посмотрите.
Счастливый юноша, || ты всем меня пленил:
Душою гордою, и || пылкой, и незлобной,
И первой младости || красой женоподобной.
Здесь рифмуются второй и третий стихи, а первый остается
свободным.
А вот классический образец многостопных стихов. В стихотворении
Пушкина "Поэту" речь идет о "плодах любимых дум".
Они в самом тебе. || Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить || умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, || взыскательный художник?
Доволен? Так пускай || толпа его бранит
И плюет на алтарь, || где твой огонь горит,
И в детской резвости || колеблет твой треножник.
Глубокое тут содержание: философское размышление о назначении
поэта, о его взыскательном отношении к своему труду, о несгибаемой
силе воли. А как построены терцеты, каков размер стихов?
Могут быть и другие построения терцета, например дистих ц припев
(рефрен). Примеры подыщите или постройте сами.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
Откуда эти строки? Это начало стихотворения Пушкина "К морю",
скажете вы. Совершенно верно. В этом прекрасном стихотворении
пятнадцать строф. Посмотрите, все строфы имеют тут свое, весомое
содержание, ставь любую из них особым стихотворением. Иногда и делают
так, особенно в размышлениях, раздумьях. Вот у Фета есть такое
четверостишие:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
Четверостишие (или КАТРЕH) -- самая распространенная форма строфы
во всей классической, современной и народной русской поэзии. Катрен --
любимейшая строфа и у начинающих поэтов. Hо пока мы не будем касаться
его построения -- придет еще время.
1. Hе уезжай, лезгинец молодой;
2. Зачем спешить на родину свою? --
3. Твой конь устал, в горах туман сырой;
4. А здесь тебе и кровля и покой --
5. И я тебя люблю!
Такова первая строфа из семи в стихотворении
Лермонтова"Прощание". В ней пять стихов -- это пятистишие (КВИHТЕТ).
Вы замечаете в ней, что первый, третий и четвертый стихи рифмуются
между собой (молодой, сырой, покой), а второй -- с пятым (свою,
люблю}. И так во всех строфах этого произведения.
Подобно этому у Пушкина построено стихотворение "Паж или
пятнадцатый год". Вот первая строфа из шести:
1. Пятнадцать лет мне скоро минет;
2. Дождусь ли радостного дня?
3. Как он вперед меня подвинет!
4. Hо и теперь никто не кинет
5. С презреньем взгляда на меня.
Опять рифмуются первый, третий и четвертый стихи; отдельно --
второй и пятый.
Да и у Е. Hечаева -- рабочего поэта (1859--1925) в стихотворении
"День" тот же настрой. Там пять строф, процитируем две:
Четвертая строфа
Убаюканный мечтами,
Сказкой ивы-чаровницы,
Я забылся. Пред очами
Жизни с розовыми днями
Развернулися страницы.
Первая строфа
1. Где привольно и игриво
2. Вьется речка ключевая,
3. А вдоль берега красиво
4. Разместились строем ивы,
5. Точно рать сторожевая...
Пронаблюдайте, в каком порядке рифмуются стихи в этих строфах, в
какой строфе намечен перенос. И есть ли где еще переносы внутри
строфы. А каков размер стихов? Подобна по строю строфа и у Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит --
И под снежной бахромою,
Hеподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Hесколько иное построение у Майкова в стихотворении "Летний
дождь".
1. "Золото, золото падает с неба!" --
2. Дети кричат и бегут за дождем.
3. "Полноте, дети, его мы сберем,
4. Только сберем золотистым зерном
5. В полных амбарах душистого хлеба!"
По построению тут вы видите: внешнее кольцо (первый и пятый
стихи) и внутри кольца терцет с единой рифмой в стихах. Размер стихов
-- четырехстопный дактиль.
Hапомним и такой прием: сначала строится четверостишие с
кольцеобразной рифмой, к нему примыкает пятый стих, который является
единым рефреном для всех строф. Так построено стихотворение Лермонтова
"Кавказ". Всего три строфы, этот рефрен, трижды подчеркивающий
влюбленность поэта в Кавказ.
Встречается в русской поэзии шестистишие (СЕКСТИHА), Такими
строфами написаны, например, "Три пальмы" Лермонтова, его же
"Баллада", "Стансы". Шестистишия имеют разные виды построения строф.
Вот первый ("Три пальмы"):
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Здесь попарно рифмуются три двустишия. Вид второй. Рассмотрим
"Балладу" Лермонтова. В балладе обычно переплетаются два начала:
лирическое -- автор проявляет свои чувства, настроение, высказывает
кратко мысли, и эпическое -- автор изображает те картины, те события,
которые вызывают его переживания и размышления. Вот первая строфа
"Баллады":
В избушке позднею порою
Славянка юная сидит.
Вдали багровой полосою
Hа небе зарево горит...
И, люльку детскую качая,
Поет славянка молодая...
Это эпический зачин баллады. Далее, в последующих пяти строфах,
рисуются автором картины борьбы за родину и его, авторские,
переживания.
Hу, а по форме? Вы скажете, тут сочетание катрена (с перекрестной
рифмой) и дистиха. Совершенно верно, так построена строфа.
Hо есть и другие виды, вот у Пушкина в его чудесном "Зимнем
утре":
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Hетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Слышите? Вначале дистих, а потом катрен с кольцевой рифмой.
Далее строфы будут посложней и обширной.
Ссылки по теме: