Наука наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Наука





Г.С.Скрипов Клаузула

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Только что в наших примерах присутствовали клаузулы мужские и женские. Это характерно для большинства поэтических произведений.

Для начала прислушаемся к поэзии А. В. Кольцова (1809-1842), поэта-самоучки, выразителя лучших идеалов и стремлений русского народа. Поэт находился под большим влиянием Пушкина и Жуковского, что весьма благотворно сказалось на его творчестве. Обратимся к его стихотворению "Лес", посвященному памяти Пушкина. Вот как звучат первые девять строф из двадцати в этом стихотворении:

Что, дре | мучий лес,
Приза | думался,
Грустью | темною
Зату | манился?

Что Бова-силач
Заколдованный,
С непо | крытою
Головой в бою,--

Ты сто | ишь -- поник,
И не ратуешь
С мимо | летною
Тучей -- бурею?

Густо | лиственный
Твой зе | леный шлем
Буйный | вихрь сорвал --
И развеял в прах.

Плащ упал к ногам
И рассыпался...
Ты стоишь -- поник,
И не ратуешь.

Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?

У тебя ль, было,
В ночь безмолвную
Заливная песнь
Соловьиная?..

У тебя ль, было,
Дни -- роскошество, --
Друг и недруг твой
Прохлаждаются?..

У тебя ль, было,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдет...

В каждой строфе этого стихотворения (а прочитайте обязательно все двадцать строф) рисуется автором картина природы, сила и мощь русского леса, а в них -- аллегорическое описание жизни и борьбы великого поэта с "бурями" темной, жестокой реакции. Метафора удивительно правдивая! Вот где сила художника!

"Ты стоишь -- поник, и не ратуешь,"... И все здесь подчеркивает могучую, загубленную силу поэта. Hо чувствует читатель, что пройдет пора безвременья лихого.

Что ни строфа, то и новая страница жизнеописания Пушкина, то и новая тема для размышлений. Hо, предположим, вам неизвестно, что стихотворение "Лес" посвящено Пушкину. Перед вами описание леса и его природных сил в борьбе с осенними бурями. И в этом случае все равно появятся раздумья, сопоставления явлений по смежности придут вам в голову, ибо основное здесь -- олицетворение: силы природы живут, борются, как люди, проявляют свой характер.

Размер этого стихотворения (вы уже пригляделись) -- сочетание хорея с дактилем. А у дактиля ударение на третьем слоге, от конца влево,--вот и получается дактилическая клаузула.

Hечто подобное встречаете вы и в стихотворении H. С. Hикитина "Пахарь". Здесь такой ритмический рисунок каждого стиха: три стопы хорея, а четвертая -- хорей с лишним слогом, образующий дактилическую клаузулу "нагулялося", первый слог ударный, второй и третий -- ступенька за ступенькой ослабевают, уходят как бы в пространство. Вот вы и слышите и убеждаетесь: дактилическая клаузула после коротких стоп хорея имеет большие звуковые достоинства. Вот первая строфа из него:

1. Солнце | за день | нагу|лялося,
2. За куд | рявый | лес опус | кается;
3. Лес сто | ит под | шапкой | темною,
4. В золо | том ог |не ку | пается.


Первый и третий стихи не рифмуются (клаузулы дактилические, но без рифмы), зато второй и четвертый рифмуются.

Имейте в виду: для народной поэзии, преимущественно песенной, характерна дактилическая клаузула, вот почему мы пользуемся здесь стихами Кольцова и Hикитина, мастеров классической обработки народной поэзии.

Изредка, правда, но все же встречается в стихосложении гипердактилическая клаузула -- это клаузула с ударением на четвертом слоге до конца стиха. Условно предположим, будто бы какие-то стихи заканчиваются такими словами: обучение, размещение, улыбаются, развеваются... и т. п.

Вы уже готовы прервать суждение и сказать в недоумении: "Так это ж примеры дактилических клаузул, а где тут "гипер"*?" Совершенно верно, да, дактилические, так будут называться и их рифмы.
----------
* Гипер (греч.) -- сверх, за пределы нормы.

Hо произнесите обучающие, размещающие. Ударения в этих словах отодвигаются еще на один слог влево, значит, клаузулы стали сверхдактилическими, т. е. гипердактилическими, и рифмы их будут называться так же. А если ударе ния уходят еще далее влево, например обучающиеся, размещающиеся, улыбающиеся, развевающиеся (здесь ударения на пятом слоге от конца), то эти ударения есть тоже "сверх" дактиля и еще более "сверх", но и такие клаузулы тоже будут называться гипердактилическими. Подтвердим примером (из описаний майских торжеств на городской площади):

-- Глянь, знамена боевые,
разве |вающиеся,
И стоят друзья под ними
улы | бающиеся...


Ссылки по теме:

  • Г.С.Скрипов Рифма и ее разновидности
  • КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
    Страницы: 1

    Друзья:

    (c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
    Программная поддержка - Алексей