Г.С.Скрипов Клаузула
Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука
КомментироватьОтправить статью по e-mailВерсия для печати
Только что в наших примерах присутствовали клаузулы мужские и
женские. Это характерно для большинства поэтических произведений.
Для начала прислушаемся к поэзии А. В. Кольцова (1809-1842),
поэта-самоучки, выразителя лучших идеалов и стремлений русского
народа. Поэт находился под большим влиянием Пушкина и Жуковского, что
весьма благотворно сказалось на его творчестве. Обратимся к его
стихотворению "Лес", посвященному памяти Пушкина. Вот как звучат
первые девять строф из двадцати в этом стихотворении:
Что, дре | мучий лес,
Приза | думался,
Грустью | темною
Зату | манился?
Что Бова-силач
Заколдованный,
С непо | крытою
Головой в бою,--
Ты сто | ишь -- поник,
И не ратуешь
С мимо | летною
Тучей -- бурею?
Густо | лиственный
Твой зе | леный шлем
Буйный | вихрь сорвал --
И развеял в прах.
Плащ упал к ногам
И рассыпался...
Ты стоишь -- поник,
И не ратуешь.
Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?
У тебя ль, было,
В ночь безмолвную
Заливная песнь
Соловьиная?..
У тебя ль, было,
Дни -- роскошество, --
Друг и недруг твой
Прохлаждаются?..
У тебя ль, было,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдет...
В каждой строфе этого стихотворения (а прочитайте обязательно все
двадцать строф) рисуется автором картина природы, сила и мощь русского
леса, а в них -- аллегорическое описание жизни и борьбы великого поэта
с "бурями" темной, жестокой реакции. Метафора удивительно правдивая!
Вот где сила художника!
"Ты стоишь -- поник, и не ратуешь,"... И все здесь подчеркивает
могучую, загубленную силу поэта. Hо чувствует читатель, что пройдет
пора безвременья лихого.
Что ни строфа, то и новая страница жизнеописания Пушкина, то и
новая тема для размышлений. Hо, предположим, вам неизвестно, что
стихотворение "Лес" посвящено Пушкину. Перед вами описание леса и его
природных сил в борьбе с осенними бурями. И в этом случае все равно
появятся раздумья, сопоставления явлений по смежности придут вам в
голову, ибо основное здесь -- олицетворение: силы природы живут,
борются, как люди, проявляют свой характер.
Размер этого стихотворения (вы уже пригляделись) -- сочетание
хорея с дактилем. А у дактиля ударение на третьем слоге, от конца
влево,--вот и получается дактилическая клаузула.
Hечто подобное встречаете вы и в стихотворении H. С. Hикитина
"Пахарь". Здесь такой ритмический рисунок каждого стиха: три стопы
хорея, а четвертая -- хорей с лишним слогом, образующий дактилическую
клаузулу "нагулялося", первый слог ударный, второй и третий --
ступенька за ступенькой ослабевают, уходят как бы в пространство. Вот
вы и слышите и убеждаетесь: дактилическая клаузула после коротких стоп
хорея имеет большие звуковые достоинства. Вот первая строфа из него:
1. Солнце | за день | нагу|лялося,
2. За куд | рявый | лес опус | кается;
3. Лес сто | ит под | шапкой | темною,
4. В золо | том ог |не ку | пается.
Первый и третий стихи не рифмуются (клаузулы дактилические, но
без рифмы), зато второй и четвертый рифмуются.
Имейте в виду: для народной поэзии, преимущественно песенной,
характерна дактилическая клаузула, вот почему мы пользуемся здесь
стихами Кольцова и Hикитина, мастеров классической обработки народной
поэзии.
Изредка, правда, но все же встречается в стихосложении
гипердактилическая клаузула -- это клаузула с ударением на четвертом
слоге до конца стиха. Условно предположим, будто бы какие-то стихи
заканчиваются такими словами: обучение, размещение, улыбаются,
развеваются... и т. п.
Вы уже готовы прервать суждение и сказать в недоумении: "Так это
ж примеры дактилических клаузул, а где тут "гипер"*?" Совершенно
верно, да, дактилические, так будут называться и их рифмы.
----------
* Гипер (греч.) -- сверх, за пределы нормы.
Hо произнесите обучающие, размещающие. Ударения в этих словах
отодвигаются еще на один слог влево, значит, клаузулы стали
сверхдактилическими, т. е. гипердактилическими, и рифмы их будут
называться так же. А если ударе ния уходят еще далее влево, например
обучающиеся, размещающиеся, улыбающиеся, развевающиеся (здесь ударения
на пятом слоге от конца), то эти ударения есть тоже "сверх" дактиля и
еще более "сверх", но и такие клаузулы тоже будут называться
гипердактилическими. Подтвердим примером (из описаний майских торжеств
на городской площади):
-- Глянь, знамена боевые,
разве |вающиеся,
И стоят друзья под ними
улы | бающиеся...
Ссылки по теме:
Г.С.Скрипов Рифма и ее разновидности