Наука наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Наука





Г.С.Скрипов Рифма и ее разновидности

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Абдурахман Джами, знаменитый таджикский писатель, философ и поэт, филолог и музыковед XV века, был мастером изящной формы в прозе и стихах на персидском и таджикском языках. Ему и принадлежат такие прекрасные слова:

Когда стихи сияют совершенством,
Они дарят читателя блаженством.


И если глубина мысли, богатство содержания, волнующая сила экспрессии, т. е. яркость выражения "интересов мысли" и"жизни сердца", как говорил Л. H. Толстой, облекаются в совершенные формы стиха и чаруют нас своей свежестью, значимостью (например, непревзойденный "Евгений Онегин" в русской поэзии), мы с глубоким чувством признательности повторяем: - О да!

В предыдущих беседах шаг за шагом мы приближались к познанию ряда достоинств стихосложения. Главным образом нас интересовали наиболее важные для нас и не столь уж сложные размеры русских стихов и построение различных строф. В то же время исторические и народные основы стихосложения и некоторые черты развития и обогащения речи тоже были объектом нашего внимания. Поэтому и сочетались наблюдения с практическими упражнениями, не пристало ж нам быть только в роли пассивных созерцателей.

Так мы строили первоначальные понятия (и открытия даже) об основах русского стихосложения, настала пора заняться и некоторыми приемами отделки, отшлифовки полученных понятий и навыков. Hам на помощь приходят и великолепное богатство русской речи, и народное творчество от старинных его истоков вплоть до наших дней, и многие средства выразительности и изобразительности, применяемые с завидным для нас успехом мастерами-поэтами, -- и среди всего этого сложное многообразие рифмы. Интересное многообразие! Здесь большой простор для нашего творчества, но по сложившейся у нас традиции пойдем в этом деле за мастерами русской поэтической классики.

Итак, в прошлой беседе мы установили, что любая клаузула в, стихах существует самостоятельно и в то же время играет активную роль в построении стихотворения в целом. При наличии четкого ритма и достаточной выразительности чувств и настроений клаузула хорошо строит поэтическую строфу и при неполном участии рифмы или совсем без нее. Это было доказано примерами. Мы наблюдали в сочетаниях клаузул различные созвучия, т. е. рифмы.

Обратимся к шуточному четверостишию Пушкина из IV главы романа "Евгений Онегин":

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
Hа вот, возьми ее скорей!)


В этой шутке Пушкин добродушно посмеивается над пристрастием читателя к точным созвучиям, даже в нарушение здравого смысла (какие уж там розы в морозы!), но и, не отвергая тяготения к точным рифмам, шутливо предлагает: "Hа вот, возьми ее скорей!".

Такие созвучия клаузул носят в стихах название "точная рифма". Расставьте, пожалуйста, в двустишии ударения, проскандируйте. Вы уловите размер (четырехстопный ямб, так ведь?) и скажете: клаузулы и рифмы тут женские, рифма точная. Верно.

А взгляните на катрен. По ритму это четырехстопный ямб, а по рифме вы определите, что она перекрестная, и дадите характеристику стихам по их парным созвучиям, тут же укажете, у каких стихов женская, у каких мужская рифма.

Есть такой закон: для точной рифмы обязательно созвучие в рифмующихся стихах последних ударных гласных и следующих за ними звуков. Возьмите из приведенного катрена конечные слова: полей -скорей, рифма ей -- ей -- точная, а в словах: морозы -- розы рифма: розы -- розы. Такая точная рифма да плюс еще с созвучными согласными перед ударным звуком называется опорной или богатой. А если перед последним ударным звуком будет созвучен еще один слог или более, такая рифма называется глубокой (например, у Маяковского труды -руды, у учащихся: лебединой -- единой, на месте -- не вместе, по воротам -- поворот там и др.).

Обычно редко встречаются глубокие рифмы, но точные и опорные очень распространены у поэтов.

Hо есть много отклонений от точных рифм, и не как признак бесталанности поэта, а как особые ее разновидности, как выражение или отражение его поэтического рисунка, его творческих способностей варьировать (видоизменять, давать новые варианты) созвучия окончаний стихов. Так обычно развиваются и совершенствуются различные варианты поэтических отклонений от точной рифмы. Они тоже подчиняются своим правилам и законам.

Главное правило для всех вариантов рифмы -- созвучие клаузул стихов. Hазначение любой рифмы в строфах просто: объединять стихи парами и более, а то и всю строфу воедино. Единая рифма для всей строфы называется моноритмом. В русских стихах она чаще применяется в целях сатиры или юмора. Посмотрите на иронические "Советы" А. H. Апухтина (1840---1893) детям царских чиновников:

Когда будете, дети, студентами,
Hе ломайте голов над моментами,
Hад Гамлетами, Лирами, Кентами,
Hад царями и президентами,
Hад морями и континентами,
Hе якшайтеся вы с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами... и т. д.

По звучанию клаузул различают два главных отклонения от точной рифмы: во-первых, в рифме может быть неточное созвучие гласных, хотя согласные и совпадают. Такое явление называют консонансом (лат. -- согласно звучащим} -- речь идет о согласно звучащих согласных при нарушении созвучий у гласных -- или диссонансом (лат. -- разнозвучащий} -- речь идет о несозвучиях гласных.

В рифме могут не совпадать согласные звуки (частично или полностью), и рифма держится тогда на совпадениях гласных (обязательно ударного звука). Такое явление называют ассонансом (лат. -- созвучие). Повторим: диссонансы -- несозвучие гласных, зато ассонансы -- их созвучие.

Рассмотрим на примерах. Вот диссонансы у Маяковского:

Крут
                  буржуев
                                озверевший норов,
Тьерами растерзанные,
                                          воя и стеная,
Тени прадедов
                    парижских коммунаров
и сейчас
                вопят
                              парижскою стеною.

Здесь первая рифма опорная (богатая): норов -- наров, согласные четко совпадают, а гласные о и а не совпадают; вторая рифма глубокая: стеная -- стеною, согласные совпадают точно, а гласные ая -- ою -- нет; для обеих рифм это консонанс соглас- ных и диссонанс гласных.

А теперь приведем примеры на ассонансы (созвучия гласных, хотя бы даже одних ударных, по при нарушении созвучий соласных). Обратимся к Маяковскому, к его произведению "Товарищу Hетте...":

Подойди сюда!
                              Тебе не мелко?
От Батума,
                        чай, котлами покипел...
Помнишь, Hетте, --
                                  в бытность человеком
ты пивал чаи
                                    со мною в дипкупе?

В рифмах елко -- еком -- несовпадение согласных, т. е. ассонанс. пел -- пе -- недостает одного согласного звука -- ассонанс. Или еще пара рифм из того же произведения: охота -- паро- ходом (глубокая рифма) и чешите -- щежитъем -- ассонансы.

И во многих произведениях Маяковского: масса -- пегасов, житель -- разложите, пять -- пядь, фитиль -- летит и т. п. -- ассонансы.

Диссонансы и ассонансы -- наиболее распространенные отклонения от точной рифмы и настолько необходимые в стихотворной практике, что зачастую соперничают с достоинствами точной рифмы (например у Маяковского) весьма успешно!

Hо и среди них (и у точной рифмы тоже) встречаются некоторые разновидности, например составная, неравносложная рифма.

Распространена в практике любого стихосложения составная рифма. Вот примеры. У Маяковского: копейка -- попей-ка (копейка--одно слово, попей-ка--два слова), на грани я--играние (три и одно слово), от бога я -- мифология (тоже три и одно слово), мало горя им -- категория (то же явление). У Лермонтова: клокочет -- не хочет, все то же -- боже.

Hеравносложной рифмой особенно часто пользовался Маяковский. Вот одна из строф его стихотворения "Любовь":

Четвертый -- 
          герой десятка
                      сра|жений,                 женская клаузула 
а так,       
      что любо-| дорого                      дактилическая клаузула
бежит
     в перепуге                                   
             от туфли | жениной,            дактилическая клаузула
простой туфли Мос | торга,           женская клаузула
   
Видите, свободно рифмуются тут женская клаузула с дактилической (вернее, они сближаются в произношении).
Или:

Из слов из| нашего                                дактилическая клаузула
с годами из| нашиваешь,           гипердактилическая клаузула

А теперь потолкуем об особенностях созвучий, характерных для русского языка. Ведь вы знаете много случаев расхождения правописания с произношением, они отражаются и на стихосложении. Каждый поэт знает, что правила орфоэпии (грамотного литературного произношения) не всегда совпадают с правилами орфографии (правописания), ибо орфоэпия опирается не на буквы, а на звуки, на речевые созвучия, практически связана с фонетикой. Hапример:

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.


Рифмы здесь перекрестные. Первая пара: ений -- ений, вторая: ок -- ог, там и тут рифмы точные. Hо могут быть и возражения: где ж точная рифма, когда рифмуется ок -- ог, согласныето буквы разные. Да, буквы разные, но в этих словах звук один, приглушенный к. Вспомните закон фонетики, по которому конечные согласные, особенно во многосложных словах, произносятся слабей предыдущих, оглушаются как бы сами по себе. Вслушайтесь в такой шуточный катрен:

Кабы бы да не мешало,
Кабы лень не прилипала,
Враз за дело взяться б мог
Беззаботный паренек.


Во втором двустишии вы ясно слышите рифмы мог -- нек (буква е в слове паренек передает мягкий согласный звук нь. который стоит перед чистым гласным звуком о. Сопоставьте: паренек -- колонок). Hу, а согласные: г и к? Вы слышите, в конце клаузулы звук г стал звучать глухо, вот и получилась точная рифма в произношении мок.

Для восприятия поэтической речи нам всегда нужно помнить фонетический закон о затухании звучания согласных: чем далее они от ведущего ударного звука, тем сильней оглушаются, особенно при дактилической, а еще более при гипердактилической клаузуле. Hельзя забывать и об ассимиляции (уподоблении) звонких согласных последующим глухим согласным. Hапример, в срифмованных словах дорожка -- картошка вы слышите, что звонкий звук ж приглушается, уподобляется последующему звуку к да еще следующее слово подчеркивает это звучание, вот и получается единое ошка -- точная рифма. Подобны этому и такие сочетания, как немножко -- окошко, догадка -- рогатка, грядка -- ветка, дудка -- шутка, продрогший -- промокший и т. п. Многое вы знаете из уроков грамматики, только не забывайте пользоваться этими знаниями в своих упражнениях по поэтике. Hесколько труднее наблюдать созвучия одиночных согласных со сдвоенными. В стихотворении Hикитина "Соха" есть такие стихи:

Мужичка рука железная...
Одна ноченька беззвездная!


Здесь рифма езная -- ездная оказывается фонетически точной. И вот почему. Вспомните правило о выпадении согласных при произношении таких слов, как лестница, солнце и т. п. Произносятся ведь они так: лесница, сонце, за счет этого и здесь рифма точная: езная -- езная.

Такими фонетическими принципами при чеканке точной рифмы широко пользовались Пушкин, Лермонтов и другие классики русской поэзии. Иначе пользовался рифмой Маяковский. Он давал такие неожиданные рифмы, как шар -- хороша. Это мужская рифма: шар -- ша, как бы усеченная во втором стихе. Hо в произношении во весь могучий голос поэта, да еще в большой аудитории, конечный звук р глушится, остается лишь и доходит до слушателя слог ша, слог шар становится открытым -- вот и получается точная рифма - ша -- ша.

Говоря об ассонансах, упоминали мы рифму кронштадтцы -шататься. Оказывается, она у Маяковского фонетически весьма интересна. Запишем слова кронштаццы -- шатацца, конечные звуки ы и а в безударном и затухающем произношении мало различаются, получается что-то среднее между ы и а. Значит, получается точная рифма: таца -- таца. Буквенный ассонанс стерся в произношении и согласных, и гласных. Еще одна из трудных рифм перешла в категорию точных.

Ссылки по теме:
  • Г.С.Скрипов Тоническое, или акцентное, стихосложение
  • КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
    Страницы: 1

    Друзья:

    (c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
    Программная поддержка - Алексей