|
|||||||
|
|||||||
|
Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званийАвтор: Василий Кириллович ТРЕДИАКОВСКИЙ (trediakovsky@vers.al.ru)Дата публикации: 05/04/2003 Категория: Наука Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
О ВОЛЬНОСТИ В СЛОЖЕНИИ СТИХА УПОТРЕБЛЯЕМОЙ
Я разумею чрез вольность в стихе, которая у латин называется licentia, а у французов licence, некоторые слова, которые можно в стихе токмо положить, а не в прозе. И хотя российский стих мало таковых вольностей имеет; однако надобно из них некоторые главные здесь объявить. I
Глаголы второго лица, числа единственного, могут кончиться на ши, вместо шь; так же и неопределенные на ти, вместо на ть. Например: пишеши, вместо пишешь, и: писати, вместо писать .II
Местноимения мя, тя, вместо меня, тебя: так же ми, ти, вместо мне, тебе, не не часто ж кладется ти, вместо твой. III
Слова: будь, больш, иль, неж, меж, однак, хоть; вместо: буде, больше, или, нежели, между, однако, хотя. IV
Прилагательные единственные мужеского рода, кончащиеся на и краткое тако: й, могут, по нужде, оставлять краткое и. Так вместо довольный, может положится в конце стиха: довольны. Однако надлежит смотреть, чтоб некоторое речение напереди положенное, определяло разум так, чтоб ясно было, что то прилагательное единственного есть числа. К тому ж стараться надобно весьма, чтоб, как возможно, не часто сию вольность употреблять, понеже она гораздо великовата. V
Существительные и прилагательные имена, которые кончат творительный единственный на ю, после какового-нибудь гласного, могут оной кончить в стихе на и краткое. Так вместо совершенною правдою, можно положить: совершенной правдой. От имен, кончащихся на iе, сказательный может в стихе кончится на одно токмо и, без i. Так вместо о восклицанiи, можно написать: о восклицани. VI
Все имена существительные кончащиеся на iе могут i переменить в стихе, смотря по нужде меры, на ь. Так счастiе, может написано быть счастье. VII
Многие речения, которые сложены в самом начале из частиц со, во, воз, вос; так же от: из и об пред о, могут, для нужды в стихе, выкидывать писмя о. Так сочиняю может написано быть: счиняю, водружаю - вдружаю; возобновил - взобновил; воспою - вспою; изожгу - изжгу; обошлю - обшлю. VIII
Многие звательные падежи, которые у нас все подобны именительным (кроме преблагословенных и превысоких сих имен: Боже, Господи, Иисусе, Христе, Cыне, Cлове, то есть, воплощенное слово), могут иногда в стихах образом славенских кончится. Так, вместо Филот, может положиться: Филоте, что я и употребил в одной моей сатире. IX
Словам: рыцарь, ратоборец, рать, витязь, всадник, богатырь и прочим подобным, ныне в прозе не употребляемым, можно в стихе остаться. X
Ежели материя будет не важная и шутошная, то не некрасно положатся прилагательные с своими существительными, в особливой поэзии (но весьма долготою и краткостию слогов мерной), у нашего простого народа употребляемые, например: тугой лук, бел шатер и прочие премногие подобные. XI
Сверх сего, слова, которые двойное и часто сомненное имеют ударение просодии, могут положиться в стихе двояко; например: цвЕты и цветЫ. Однако в сем случае больше надобно держаться общего употребления. Впрочем, не для чего, кажется, упоминать о прилагательных сокращенных, которые понеже и в прозе часто употребляются, то в стихах могут употреблены быть, ежели надобно будет, и чаще. XII
Некоторые слова могут менять, буде того нужда требует в стихе, гласныя своя писмена на другие, но так, чтоб то было несколько употребительно и слово бы осталось в том же знаменовании; так же когда будут два те же, или разные согласные письмена в речении, то одно выкинуться может, ежели потребно быть имеет; так вместо камера - камора: вместо миллион - милион; вместо прелестный - прелесный. Однако сие редко надобно быть может. XIII
Основательное правило, которое утвердительной речи правимый глаголом винительный падеж всегда переменяет в родительный в фразисе отрицательном, может для крайней нужды в стихе оный винительный и не переменять. Так, можно в стихе написать: Воды пламень не гасят ваши тем сердечный; вместо: Воды пламеня не гасят ваши тем сердечного; и: Внутренний покой никак мне сыскать не можно, вместо: Внутреннего покоя никак мне сыскать не можно. Но сия вольность очень велика; того ради редко, или, как можно, никогда ея не употреблять. XIV ПРИБАВЛЕНИЕ
Вольности вообще таковой надлежит быть, чтоб речение по вольности положенное, весьма распознать было можно, что оно прямое российское, и еще так, чтоб оно несколько и употребительное было. Например: брегу, можно положить вместо берегу; брежно, вместо бережно; стрегу за стерегу; но острожно вместо осторожно не возможно положить. Итак, кажется мне, что те стихотворцы, хотя с другой стороны и достойны похвалы, весьма великую и нашему языку противную употребляют вольность, когда кладут вместо, например, из глубины души - з глубины души; вместо имею способ - мею способ. О ТОМ, КАКОВА ДОЛЖНА БЫТЬ РИФМА, ТО ЕСТЬ СОГЛАСИЕ КОНЕЧНЫХ МЕЖДУ СОБОЮ В СТИХЕ СЛОГОВ
О согласии здесь конечных между собою слогов ничего не надлежало б упоминать, понеже известно есть всем нашим стихотворцам, что сие согласие всегда лучше сходится на предкончаемом слоге, то есть на слоге, которой пред самым последним, хотя некогда, и то в комическом и сатирическом стихе (но что реже, то лучше), и на кончаемом, то есть на самом последнем то бывает. Однако для опровержения некоторых правила (которые, нежно мудруя, говорят, что согласие конечных в стихах слогов худо сходится между прилагательными, причастиями, неопределенными и прочая, дая тому причину, что таковых согласий довольно можно и скоро прибрать; но для чего еще сие согласие запрещают сии господа кончить глаголами страдательными на ся, то не только я, но, надеюсь, и сами они не знают) предлагаю, что вся сила сего согласия, как нашим слухам о том известно, состоит только в подобном голоса звоне, а не в подобии слогов или писмен; и того ради нет тут причины выбирать части слова, но только надлежит прибирать не противный слуху и согласный первому стиха окончению звон, каковыми бы он частями слова ни кончился. Что ж в некоторых частях слова довольно оных согласий попадается, то не только порок брать, но еще бы надлежало, по_моему, и радоваться, что таковые под руками. Подлинно, что худо кончить на одно всегда речение или гораздо часто на один голоса звон; а впрочем, напрасно сим не надобную нежность наблюдающим в рифме тогда искать полдня, когда солнце садится. По сему видно, что сии господа говорят только для того, чтоб говорить, а не для того, чтоб основательно говорить. Ссылки по теме: Друзья: | ||||||