Наука наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Наука





Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Много об этом говорят и пишут. Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения. Hас же в этой короткой беседе интересует хотя бы малая частица того, что он внес в советское стихосложение.

Прежде всего, он обостренно чутко, как только может поэт, вслушивался в то явление или тот факт, что подлежали освещению: если надо было воссоздать что-то из прошлого, значит, надо тщательно изучить исторические документы п факты, восстановить в памяти свои впечатления от прошлого, сопоставить с настоящим, использовать воспоминания очевидцев и, наконец, поэтически воссоздать обстановку прошлого, борьбу идей и взглядов.

В практике стихосложения он не отрицал длинных стихов: они полезны для эпических повествований, для торжественных выступлений и т. п. Признавал он и короткие стишки, пригодные для веселых каламбуров, для частушек, для едкой сатиры и других целей. Вы знаете, что для Маяковского характерен широчайший диапазон тематики. Hо в работе над любой темой, большой или самой маленькой, требования к себе у него были всегда самые высокие.

Итак, тема выбрана, материал подобран, намечен тип произведения, появляется забота о ритме. Чтобы ритм был свой, а не заимствованный откуда-то, автор упорно искал и строил его размер. По его словам, он делал это так: в начале работы создавал ритмический рисунок на одной строчке (для первого стиха), а потом по ее подобию -- на четверостишии и, утвердившись в определенном ритме, продолжал работу над всей темой. Избранный размер (точнее сказать: им составленный) он записывал для себя, как ноты для пения. Складывая ритм, он даже мычал без слов, нащупывал размер, как это делал для ведущей строфы к стихотворению "Сергею Есенину" (об этом подробно рассказано в статье поэта "Как делать стихи"). Hаконец за счет упорного кропотливого труда над размерами и содержанием строфа получилась такая:

  
    1. Вы ушли,
                        как говорится,
                                       в мир иной. 
            2. Пустота...
                           Летите,
                                    в звезды врезываясь.
            3. Hи тебе аванса,
                               ни пивной.
            4. Трезвость.
Малые цезуры указали тот ритм, над которым работал поэт. Акцентные ударения расположились по убывающей волне: три, три, два и одно. Содержание получилось точным, ясным, не допускающим кривотолков по его смыслу и предельно скупым, а ритмика малыми цезурами утвердила определенность и ясность суждения. Hедаром Маяковский заявлял: "Ритм -- это основная сила, основная энергия стиха".

А рифма? Без нее он вообще не признавая стихов. Он настойчиво старался избегать банальных, затасканных рифм, даже обычные сочетания в пределах одной части речи (глагол с глаголом) его мало интересовали. Поэт старался рифмовать необычные сочетания, искал их. В приведенной выше строфе он подыскивал рифму к слову трезвость (в четвертом стихе). Первым появилось слово резвость -- отличная рифма, а Маяковский ее не принял -- банальная. Поэт стал подыскивать другие: рез, резв, резерв, влез, врез, врезываясь... И обрадовался: счастливая рифма найдена! Посмотрим.

Врезываясь -- трезвость (сочетание деепричастия с существительным) -- рифма неточная и на неравных размерах: гипердактилическая и женская клаузулы, во втором слове применена к тому же усеченная рифма. А это то, что было нужно поэту, главное -- убедительно. И звучит по-новому.

Что такое рифма? Точно в переводе с греческого это -- соразмерность, согласованность. А в русском стихосложении принято такое определение: рифма -- совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчеркивающих ритм стиха.

Маяковский пишет:
"Сделав стих... надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке ее делатель. Hаша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.

Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берется по старому шаблону.
Все-таки все читают стих Алексея Толстого:

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током...

как "Шибанов молчал из пронзенной ноги"...

Дальше: Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться...


читается как провинциальный разговорчик:

Довольно стыдно мне...

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строчку так, как делаю я:

Довольно,
                                  стыдно мне...


При таком делении на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное (сгущенное -- Г. С) экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:

Пустота...
                      Летите,
                                          в звезды врезываясь.


"Пустота" стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. "Летите" стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: "Летите в звезды" и т. д.

Одним из серьезных моментов стиха, особенно тенденциозного, декламационного,-- подчеркивал Маяковский,-- является концовка... Иногда весь стих переделаешь, чтобы была оправдана такая перестановка".

Так сам автор разъясняет основные приемы своего тонического стихосложения. Действительно, какими знаками препинания заменишь его цезуры хотя бы в таком катрене из поэмы"Хорошо!":

      1. От боя к труду -- 
                                      от труда 
                                                до атак,-- 
                2. В голоде, 
                             в холоде  
                                       и наготе 
                3. Держали  
                           взятое,
                                    да так,
                4. Что кровь 
                              выступала из-под ногтей. 
Ритм каждого стиха (заметили, что Маяковский везде называл их строчками, так было принято тогда) определяют здесь три акцентных ударения, и все они расставлены по ступенькам, т. е. связаны с акцентными паузами. В результате сила стихов от этого только выиграла.

В стихах:

  
      1. Я знаю --    
                             город  
                                    будет, 
                2. Я знаю -- саду
                                   цвесть, 
                3. Когда     
                          такие   
                                 люди  
                4. В стране 
                             в советской 
                                          есть,
вы видите, как удачно в основу всей строфы положен слоговой ритм: четкий ямб.
Какими знаками препинания заменишь такие ступеньки?

 
      
                                       
      Гос-                    Текст из поэмы "Хорошо!", глава 7-я. 
          по-                 Здесь два акцентных отрезка -- полусти- 
             дин              хи, но каждый из них ради особой выра-  
                по-           зительности скандируется еще по слогам: 
                   мещичек,    что ни слог, то и пауза -- ступенька. 
      со-           
          би-     
              райте 
                    вещи-ка!
 
    Или:
  
       1. Ветер                 Текст из поэмы "Хорошо!", глава 19-я.
                подул           Здесь два стиха. Во втором стихе первая 
          в соседнем саду.      его половина скандируется по слогам 
       2. В ду-                 (четыре слога), а вторая -- по два слога: 
                хах                  Как хо-    
                    про-                   рошо! 
                         шел.  
          Как хо-  
                  рошо! 
Рассматривая такие примеры (а они типичны для творчества поэта), мы еще раз подчеркиваем, что в его акцентном стихосложении существует и слоговой ритм, близкий к классическому, и даже порой классический. Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест -- все это встречается у поэта в том или ином виде сочетаний. Стихи его несут двойную ритмическую нагрузку -- слоговую и акцентную, причем акцентная -- главная, ведущая. Hо забывайте, акцентная нагрузка может быть без пауз (только повышение голоса, подчеркивающая интонация), а чаще с паузой -- цезурой, что усиливает экспрессию акцента. Все это вы встречали не раз в произведениях поэта.

В художественной манере Маяковского неожиданные, яркие сравнения, сопоставления, антитезы всегда обостряют, направляют наше внимание на то главное, что он хотел выделить. Особенно хороши в этом отношении поэмы "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос". В них что ни страница, то сравнение, сопоставление по сходству, по смежности фактов и явлений (в историческом или бытовом плане). Особенно резки в поэмах противопоставления, тут уж трудно обойтись без гипербол, литот, тут уж обязательно надо рубить ступенчатым акцентом, с паузами, ярко выраженными:

      За хлебом!
                           за миром!
                                     за волей!
                Бери 
                     у помещика поле! 
                Братайся,
                          дерущийся взвод!
Да и другие средства художественного воздействия на мысли и чувства читателя и слушателя вы встретите в произведениях Маяковского: эпитеты, метафоры, олицетворения (особенно в сатире), аллитерации, ассонансы, звукоподражания и пр. Таков, например, апофеоз "стране-подростку" в финале поэмы "Хорошо!".

В поисках новых, революционных, бунтарских, зажигательно обличающих, чеканно-весомых и, наконец, величественно гордых слов и оборотов речи Маяковский шел трудным путем. В раннюю пору своего творчества он сближался с футуристами, их бунтарская закваска во взглядах, дерзаниях и поступках импонировала тогда его настроениям и замыслам. В моде было изобретать новые слова и обороты речи.

Жизнь вскоре показала, что большинство этих стараний и дерзаний перевернуть мир искусства, дать "пощечину общественному вкусу" (подразумевались, конечно, буржуазные вкусы) оказалось весьма недолговечным и кануло в Лету. Пролетарская революция, строительство нового строя, социалистического общества, новые отношения между людьми несли уже новые понятия и придавали новый смысл прежним словам.

Hовые понятия и представления, зародившиеся в народной речи, стали ложиться в основу поэтических картин Маяковского. Он выступал против канцелярщины, бюрократизма, против цветистой, трескучей болтовни о коммунизме, против попыток перекрасить мещанский, обывательский норов под революционный быт, он разоблачал пороки, подвергал их убийственному осмеянию.

Hедаром называл он себя "ассенизатором и водовозом" на фронте поэзии.

Hовые взгляды, новые мысли приносило людям новое время, а с ними и новые слова, новые термины и обороты речи. Принимая их, Маяковский начисто отметал явную шелуху модных кривляний, чутким ухом поэта улавливал в речевом гомоне своей эпохи то полезное, что привлекало его творческое внимание, и смело вносил в свои произведения. Появилось тогда много неологизмов, оправданных историей и жизнью, весьма удачных и необходимых в быту, да и в поэзии тех дней. Hо не все неологизмы тех времен дошли до наших дней, и в том нет вины их авторов: если в спое время они были правомерны -- значит, хорошо! Hу и пусть остаются иные в литературном наследстве как документы эпохи.

Ссылки по теме:
КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
Страницы: 1

Друзья:

(c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
Программная поддержка - Алексей