|
|||||||
|
|||||||
|
Н.Ливанов Изобразительность речи (фигуры)Автор: Genadz (vers@al.ru)Дата публикации: 07/07/2002 Категория: Наука Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
4) Фигуры (от лат. figura - изображение). О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? Пушкин. Ах ты, поле мое, поле чистое! Ты раздолье мое широкое! Нар. песня Скажи мне, ветка Палестины, Где ты росла, где ты цвела? Лермонтов.2) Повторение. Фигура повторения является, когда мысль автора особенно занята каким-нибудь предметом, и он обнаруживает это в речи, повторяя несколько раз одно слово или целую картину. Вырыта заступом яма глубокая. Жизнь невеселая, жизнь одинокая, Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая, Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, - Горько она, моя бедная, шла... Никитин.3) Усиление или градация. Усиление состоит из расположения мыслей в порядке их важности, силы и убедительности. " Я этого не говорил, даже не писал: не только не писал, но и не был в посольстве; мало того, что не был в посольстве, но и не давал совета фиванцам". Демосфен (речь "О венке"). 4) Противопоставление или антитеза. Состоит в сопоставлении совершенно противоположных предметов или явлений, с целью сильнее подействовать на душу человека быстрой сменой противоположных впечатлений. Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались крики, Надгробные там воют лики... Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб, я червь - я Бог. Державин.5) Умолчание. Состоит в опущении слов и целых предложений, и является тогда, когда у взволнованного человека быстро сменяется одно чувство другим, быстро следует одна мысль за другою, и он не успевает облекать их в словесную форму. После предложения Гаврилы Пушкина Басманову перейти на сторону самозванца, у Басманова душевное волнение выразилось в такой форме: Опальному изгнаннику легко Обдумывать мятеж и заговор, Но мне ли, мне ль, любимцу государя... Но смерть... Но власть... Но бедствия народны... Пушкин.6) Эллипсис. Состоит в опущении слов, но только легко подразумеваемых и с целью сообщить речи большую сжатость и выразительность. Мы села - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. Жуков.7) Вопрошение (терминология 1910 года). - Это риторический вопрос, употребляемый для возбуждения внимания и сообщения речи большей выразительности. Особенно часто встречается в ораторских произведениях. "Почему не обращаем внимания на то, что постигло нас еще в сей жизни? Чего мы не навлекли на себя? Каких еще не понесли мы наказаний от Бога? Не была ли пленена земля наша? Не были ли взяты города наши? Не в короткое ли время отцы и братья наши пали мертвы на земле?" (2-е слово Серапиона, еп. влад.) 8) Восклицание. Писатель выражает сильно волнующие его чувства, прерывая восклицаниями последовательное течение мысли. Ломоносов в оде "На восшествие на престол Елизаветы Петровны" речь о делах Петра Великого вдруг прерывает восклицанием: Но ах, жестокая судьбина! Бессмертия достойный муж, Блаженства нашего причина, К небесной скорби наших душ, Завистливым отторжен роком...Эпитеты, тропы и фигуры являются в речи сами собой, под влиянием живости воображения, силы испытываемых впечатлений и глубины переживаемых чувств. Без этих условий, сколько бы ни старались мы украшать речь образными выражениями, мы ничего не достигнем, а только сообщим речи крайне неприятную напыщенность. (Учебный курс Теории Словесности для средних учебных заведений, сост. Н.Ливанов: изд. восьмое, С-Пб, 1910) Ссылки по теме: Друзья: | ||||||