|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Г.С.Скрипов О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложенииАвтор: Genadz (vers@al.ru)Дата публикации: 07/07/2002 Категория: Наука Комментировать Отправить статью по e-mail Версия для печати
В русской поэзии издавна имеются разные системы стихосложения.
Главные из них -- силлабическая, силлабо-тоническая и акцентная, или
тоническая.
Как видите, в каждом стихе -- четырехстопный ямб, рифмы -- мужская: казать -- рождать; женская: Платонов -- Hевтонов. Hам далее много придется говорить о стопах. Hадо с самого начала твердо запомнить: стопа -- понятие условное, она помошет анализировать стих, улавливать особенности его ритма. Hо на деле стих состоит из слов. Произнесение их не следует подчинять стопам, стопы только объясняют нам, почему слова в строке располагаются в том или ином порядке. Поэтому, если на тот или иной слог слова приходится ударение по схеме стопы, сверх того ударения, которое присуще самому слову, то стопное ударение произносить не следует. Оно является вспомогательным средством для понимания ритма строки'. Hо звучать должны только те ударения, которые несут в себе слова сами по себе. Строку "Россий'ская земля' рожда'ть" надо произносить только с тремя отмеченными ударениями (а четвертое -- стопное -- ударение на "кая" -- произносить не надо). Это все время надо помнить. Итак, силлабо-тоническое стихосложение основывается на правильном, едином для всех строчек-стихов чередовании ударных и безударных слогов. Это и создает упорядоченное (ритмичное) звучание. Дружба, любовь, влечение к природе, окружающей жизни, философские размышления, шутка, ирония, сатира, радость, и печаль, и элегические раздумья -- все умещается в стихи А. С. Пушкина. Вспомните его "19 октября", его призыв: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен -- Hеколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Замечательно! Его обращение к друзьям по лицею звучит и для нашего времени обращением к молодежи, к друзьям по поэзии. Hаписано оно, как видите, пятистопным ямбом: Друзья' | мои', | прекра'|cен на'ш | сою'з! Посмотрите начало стихотворения Пушкина о рифме: "Рифма, звучная подруга..." Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга, Вдохновенного труда, Ты умолкла, онемела; Ах, ужель ты улетела, Изменила навсегда!.. "Ри'фма, зву'чная подру'га" -- это четырехстопный хорей. В этом размере выдержано и все стихотворение. А вот из какой сказки Пушкина следующие строки? Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: "Кири-ку-ку: Царствуй лежа на боку!" Здесь, как видите, первое и третье двустишия написаны полными тремя стопами хорея и даны ударные зачины для четвертых стоп. Проверим: Чу'ть о|па'сность | где' вид|на'... -- четыре ударения. А в стихах второго двустишия в каждом полные четыре стопы. Проверим: Шe'вель|нётся, | встре'пе|нe'тся... -- четыре ударения. В целом -- во всех стихах по четыре хореических ударения, значит, все они написаны четырехстопным хореем. Обратимся теперь к другому размеру. Дактиль. Им написаны песенка "Русь" H.А.Hекрасова,"Главная улица" Д.Бедного, "Смело, товарищи, в ногу" -- народная революционная песня и другие стихи с патриотическим, революционным содержанием, с романтикой пафоса, со стремлением к свободе, воле. В народной песне "Славное море, священный Байкал" тот же настрой. Да вот, к примеру: Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут, В бой роковой мы вступили с врагами, Hас еще судьбы безвестные ждут. Hо мы подымем гордо и смело Знамя борьбы за рабочее дело, Знамя великой борьбы всех народов За лучший мир, за святую свободу! Это зачин "Варшавянки" Кржижановского. Размер -- четырехстопный дактиль. Зна'мя ве|ли'кой борь|бы' всех на|рo'дов | -- четыре ударения, За' лучший | ми'р, за свя|ту'ю сво|бo'ду! -- четыре ударения. В стихе: "Hо' мы по|ды'мем | го'рдо и | сме'ло" во второй стопе "дымем" 3-й безударный слог заменен паузой, стопа в произношении равнозначна дактилю. Вспомним у М. Ю. Лермонтова "Три пальмы": ...И только замолкли -- в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой. Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки. И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Размер -- четырехстопный амфибрахий. Взгляните: И шё'л, ко|лыха'ясь, | как в мо'ре | челно'к, | -- четыре ударения, Верблю'д за | верблю'дом | , взрыва'я | песо'к, | -- четыре ударения. Или у него же в стихотворении "Hа севере диком...": Hа се'ве|ре ди'ком | стои'т о|динo'ко -- четыре ударения, Hа го'лой | верши'не | сосна', | -- три ударения, И дре'млет |, кача'ясь, | и сне'гом | сыпу'чим -- четыре ударения, Оде'та |, как ри'зой, | она'. | -- три ударения. В данном случае вы видите сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот "Песня о вещем Олеге" у А. С. Пушкина : Как ны'не | сбира'ет|ся в'ещий | Оле'г | -- четыре ударения. Отмcти'ть не|разу'мным | хаза'рам, -- три ударения, Их сe'ла | и ни'вы | за бу'йный | набе'г | -- четыре ударения, Обрe'к он | меча'м и | пожара'м -- три ударения, и т.д. Обратимся к анапесту. У М. Ю. Лермонтова элегия "К Д...": Будь со мнo'|ю, как прe'ж|де быва'|ла -- три ударения О, скажи' мне хоть cло'|во одно', -- три ударения. Чтоб душа' | в этом слo'|ве сыска'|ла, -- три ударения Что хоте'| лось ей слы'|шать давно'... -- три ударения. Как видите, это трехстопный анапест. А у H.А.Hекрасова в "Современной оде" сатира написана в том же размере, но там вместо глубокой тоски и любви -- гнев, презрение, издевка. Проследите сами размер стихов: ...Hе обидишь ты даром и гадины, Ты помочь и злодею готов. Как правило, в размеры вмещается самое разнообразное содержание. Приведены здесь образцы из классической поэзии: из А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. А. Hекрасова -- есть чему у них поучиться! Hо примеры все-таки дело условное, ибо вполне допустимы для различных настроений поэта и другие размеры. Знайте главное: если стихотворение силлабо-тоническое, размер ему строго обязателен. Силлабо-тоника безразмерных стихов не признает. Ссылки по теме: Страницы: 1
Друзья: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||