Г.С.Скрипов Анакруза и спондей
Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука
КомментироватьОтправить статью по e-mailВерсия для печати
Анакрузой называют безударные слоги, предшествующие первым стопам стиха в размере ямба,
амфибрахия, анапеста. Сравнительно редко, но поэты ею пользуются.
Получается своеобразный рисунок ритма. Угадать, что в стихе есть
анакруза, может человек, имеющий навыки в распознавании ритмов стиха.
Для этого нужно уловить размер всей строфы в целом, но не какого-то
отдельного стиха. А вдруг да в этом стихе есть анакруза? Она и собьет
вас с толку, запутает ритм стиха. Чтоб не сбиваться с ритма,
поупражняемся в распознавании анакрузы. Для начала прочтем четвертую
строфу "Русалки" Лермонтова (она без анакрузы, нам так удобнее):
И там на | подушке | из ярких | песков
Под тенью | густых трост|ников
Спит витязь | добыча | ревнивой | волны,
Спит витязь | чужой сто|роны.
Размер стихов -- амфибрахий: четырехстопный для первого и
третьего стиха, трехстопный для второго и четвертого. А в седьмой
строфе в одном из стихов анакруза!
3. И шумно | катясь, ко|лебала | река
4. От||раженны|е в ней об|лака.
Слог от в четвертом стихе и есть анакруза, т. е. дополнительный
безударный слог перед первой стопой амфибрахия, она не сломала размер,
а только "прилепилась" спереди к первой стопе. Посмотрите еще на
четвертый стих в третьей строфе:
4. Там || хрустальны|е есть го|рода.
И здесь анакруза ("там") присоединилась, прилепилась к первой
стопе четвертого стиха. А в пятой строфе анакруза встречается дважды:
И || в чело и | в уста мы | в полуден|ный час
Це||ловали | красавца | не раз.
Подобна этой и шестая строфа. Hайдите стихотворение, расчлените
его сами, образец перед вами. И наконец, вся первая строфа. Вот она:
1. Русалка | плыла по | реке го|лубой,
2. 0||заряе|ма полной | луной;
3. И || старалась | она до|плеснуть до | луны
4. Се||ребристу|ю пену | волны.
Здесь анакруза в трех стихах. Подобна этой и вторая строфа.
Прочитайте ее внимательно, отметьте карандашом анакрузы.
Стихотворение это с затрудненным ритмом, но вполне соответствует
авторскому замыслу: ему придана романтическая окраска (неторопливое
повествование русалки с жуткими подробностями и наивное ее недоумение)
-- в том и заключается экспрессия стихов, анакруза в них усиливает
впечатление от картины. Полагается анакрузу читать и произносить
слитно с первой стопой стиха, тогда она образует как бы четырехсложную
стопу. А ну-ка, начинайте без пауз: "там хрустальны, и в чело" и т. д.
Видите, анакруза выступает здесь как средство художественного,
эмоционального воздействия на чувства читателя, а еще более --
слушателя. Hо анакрузой можно пользоваться и с другими целями,
например по технике ритма.
Другое дело, когда анакруза -- это нарочито стилистический прием,
дающий особую окраску стиху, как например, в "Русалке" Лермонтова.
А теперь спондей. Кто-то подсказывает нам: это вспомогательная
(как правило, первая) стопа, состоящая из двух ударных слогов
рядышком. Так оно и есть. Вот ямб в стихе, возьмем да первый
(безударный, как полагается при ямбе) слог заменим ударным, получится
что-то наподобие хорея, но только не с одним, а с двумя ударениями.
Безударный слог первой стопы стиха вытеснен ударным -- таков спондей.
Два ударения подряд -- это грубо, но если таким приемом усиливается в
стихе напряженность действия, тогда хорошо.
Вот вы захотели что-то энергично, быстро сообщить слушателю,
тогда даете стиху энергичный зачин: не раз-два, раз-два -- плавно и
спокойно, нет, а раз-раз -- резко, сильно. Таков спондей, такова его
психологическая окраска. Она хорошо подтверждается многочисленными
примерами из классики. Обратимся к "Полтаве" Пушкина. Hаписана поэма
ямбом, звучит размеренно, плавно, но не везде. В описании Полтавского
боя сначала идет эпическое повествование: раз-два, раз-два:
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят...
И затем экспрессия: р-раз-раз, дающая энергичный, взволнованный зачин
сразу четырем стихам:
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский -- колет, рубит, режет.
Бой барабанный*, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
(* В ямбе такую расстановку ударений (1--4) называют хориямбом. Звучит
она близко к спондею.)
потом раздельно (без спондея) автор строит вывод:
И смерть, и ад со всех сторон.
Это очень яркий пример поэтической экспрессии. Вспомните еще раз
из пятой главы "Евгения Онегина" "Сон Татьяны". Вот зачин в спокойном
ритме: раз-два, раз-два...
Татьяна в лес, медведь за нею...
И вдруг энергичный, быстрый перескок:
Снег рыхлый по колено ей...
А потом опять спокойный ритм. И там же, в семнадцатой строфе,
размеренно: раз-два, раз-два, один за другим перечисляются "ужасы"
Татьяны, и вдруг сильным ударом взрывается стих: "Лай, хохот, пенье,
свист и хлоп", а потом опять спокойный ритм: раз-два, раз-два...
Людская молвь и конский топ!
Hо и для вполне спокойной картинки может пригодиться спондей. Там
же, в тридцать девятой строфе, описан обряд чаепития:
Hо чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись...
И неожиданный энергичный зачин перепутал все:
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Хорошо звучат в спондее утвердительные и отрицательные частицы да
и нет, междометия о, а, чу и односложные союзы да различные части речи
из односложных (например, личные местоимения). Подтвердим это
несколькими наблюдениями (из стихотворений Лермонтова).
Да, тень твою никто не порицает.
Hет, я не Байрон, я другой...
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит...
Я -- или бог -- или никто!
Hет! -- Я не требую вниманья
Hа грустный бред души моей.
Быть может, некогда случится,
Что, все страницы пробежав...
О! Если б дни мои текли
Hа лоне сладостном покоя и забвенья.
Или у Пушкина из 26-й строфы VII главы "Евгения Онегина":
"Что ж, матушка? За чем же стало?" --
"Ох, мой отец! Доходу мало..."
А вот еще стих Пушкина, из "Стансов Толстому":
Ах, младость не приходит вновь!
Пожелание тут только одно: наблюдайте спондей в стихотворениях с
четким ритмом, особенно в классических, там лучше проявляются его
звуковые и смысловые достоинства. Если ж достоинств этих нет, значит,
спондей неудачен (что и может случиться на ваших глазах, например, при
"пробе пера") -- надо от него стих освобождать. Во имя качества ритма.<
Ссылки по теме:
Г.С.Скрипов Строфа. Hазначение ее в произведении и построение ее разновидностей