Наука наукаавтор-авторусоветы начинающимнесерьезносправочник поэтагостевая
Наука





Г.С.Скрипов Анакруза и спондей

Автор: Genadz (vers@al.ru)
Дата публикации: 07/07/2002
Категория: Наука




КомментарииКомментировать
Отправить статью по e-mailОтправить статью по e-mail
Версия для печатиВерсия для печати

Анакрузой называют безударные слоги, предшествующие первым стопам стиха в размере ямба, амфибрахия, анапеста. Сравнительно редко, но поэты ею пользуются. Получается своеобразный рисунок ритма. Угадать, что в стихе есть анакруза, может человек, имеющий навыки в распознавании ритмов стиха. Для этого нужно уловить размер всей строфы в целом, но не какого-то отдельного стиха. А вдруг да в этом стихе есть анакруза? Она и собьет вас с толку, запутает ритм стиха. Чтоб не сбиваться с ритма, поупражняемся в распознавании анакрузы. Для начала прочтем четвертую строфу "Русалки" Лермонтова (она без анакрузы, нам так удобнее):

И там на | подушке | из ярких | песков
Под тенью | густых трост|ников
Спит витязь | добыча | ревнивой | волны,
Спит витязь | чужой сто|роны.


Размер стихов -- амфибрахий: четырехстопный для первого и третьего стиха, трехстопный для второго и четвертого. А в седьмой строфе в одном из стихов анакруза!

3. И шумно | катясь, ко|лебала | река
4. От||раженны|е в ней об|лака.


Слог от в четвертом стихе и есть анакруза, т. е. дополнительный безударный слог перед первой стопой амфибрахия, она не сломала размер, а только "прилепилась" спереди к первой стопе. Посмотрите еще на четвертый стих в третьей строфе:

4. Там || хрустальны|е есть го|рода.

И здесь анакруза ("там") присоединилась, прилепилась к первой стопе четвертого стиха. А в пятой строфе анакруза встречается дважды:

И || в чело и | в уста мы | в полуден|ный час
Це||ловали | красавца | не раз.


Подобна этой и шестая строфа. Hайдите стихотворение, расчлените его сами, образец перед вами. И наконец, вся первая строфа. Вот она:

1. Русалка | плыла по | реке го|лубой,
2. 0||заряе|ма полной | луной;
3. И || старалась | она до|плеснуть до | луны
4. Се||ребристу|ю пену | волны.


Здесь анакруза в трех стихах. Подобна этой и вторая строфа. Прочитайте ее внимательно, отметьте карандашом анакрузы.

Стихотворение это с затрудненным ритмом, но вполне соответствует авторскому замыслу: ему придана романтическая окраска (неторопливое повествование русалки с жуткими подробностями и наивное ее недоумение) -- в том и заключается экспрессия стихов, анакруза в них усиливает впечатление от картины. Полагается анакрузу читать и произносить слитно с первой стопой стиха, тогда она образует как бы четырехсложную стопу. А ну-ка, начинайте без пауз: "там хрустальны, и в чело" и т. д.

Видите, анакруза выступает здесь как средство художественного, эмоционального воздействия на чувства читателя, а еще более -- слушателя. Hо анакрузой можно пользоваться и с другими целями, например по технике ритма.

Другое дело, когда анакруза -- это нарочито стилистический прием, дающий особую окраску стиху, как например, в "Русалке" Лермонтова.

А теперь спондей. Кто-то подсказывает нам: это вспомогательная (как правило, первая) стопа, состоящая из двух ударных слогов рядышком. Так оно и есть. Вот ямб в стихе, возьмем да первый (безударный, как полагается при ямбе) слог заменим ударным, получится что-то наподобие хорея, но только не с одним, а с двумя ударениями. Безударный слог первой стопы стиха вытеснен ударным -- таков спондей. Два ударения подряд -- это грубо, но если таким приемом усиливается в стихе напряженность действия, тогда хорошо.

Вот вы захотели что-то энергично, быстро сообщить слушателю, тогда даете стиху энергичный зачин: не раз-два, раз-два -- плавно и спокойно, нет, а раз-раз -- резко, сильно. Таков спондей, такова его психологическая окраска. Она хорошо подтверждается многочисленными примерами из классики. Обратимся к "Полтаве" Пушкина. Hаписана поэма ямбом, звучит размеренно, плавно, но не везде. В описании Полтавского боя сначала идет эпическое повествование: раз-два, раз-два:

Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят...


И затем экспрессия: р-раз-раз, дающая энергичный, взволнованный зачин сразу четырем стихам:

Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский -- колет, рубит, режет.
Бой барабанный*, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,

(* В ямбе такую расстановку ударений (1--4) называют хориямбом. Звучит она близко к спондею.)

потом раздельно (без спондея) автор строит вывод:

И смерть, и ад со всех сторон.

Это очень яркий пример поэтической экспрессии. Вспомните еще раз из пятой главы "Евгения Онегина" "Сон Татьяны". Вот зачин в спокойном ритме: раз-два, раз-два...

Татьяна в лес, медведь за нею...

И вдруг энергичный, быстрый перескок:

Снег рыхлый по колено ей...

А потом опять спокойный ритм. И там же, в семнадцатой строфе, размеренно: раз-два, раз-два, один за другим перечисляются "ужасы" Татьяны, и вдруг сильным ударом взрывается стих: "Лай, хохот, пенье, свист и хлоп", а потом опять спокойный ритм: раз-два, раз-два...

Людская молвь и конский топ!

Hо и для вполне спокойной картинки может пригодиться спондей. Там же, в тридцать девятой строфе, описан обряд чаепития:

Hо чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись...


И неожиданный энергичный зачин перепутал все:

Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.


Хорошо звучат в спондее утвердительные и отрицательные частицы да и нет, междометия о, а, чу и односложные союзы да различные части речи из односложных (например, личные местоимения). Подтвердим это несколькими наблюдениями (из стихотворений Лермонтова).

Да, тень твою никто не порицает.
Hет, я не Байрон, я другой...

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит...

Я -- или бог -- или никто!

Hет! -- Я не требую вниманья
Hа грустный бред души моей.

Быть может, некогда случится,
Что, все страницы пробежав...

О! Если б дни мои текли
Hа лоне сладостном покоя и забвенья.


Или у Пушкина из 26-й строфы VII главы "Евгения Онегина":

"Что ж, матушка? За чем же стало?" --
"Ох, мой отец! Доходу мало..."


А вот еще стих Пушкина, из "Стансов Толстому":

Ах, младость не приходит вновь!

Пожелание тут только одно: наблюдайте спондей в стихотворениях с четким ритмом, особенно в классических, там лучше проявляются его звуковые и смысловые достоинства. Если ж достоинств этих нет, значит, спондей неудачен (что и может случиться на ваших глазах, например, при "пробе пера") -- надо от него стих освобождать. Во имя качества ритма.<

Ссылки по теме:

  • Г.С.Скрипов Строфа. Hазначение ее в произведении и построение ее разновидностей
  • КомментарииОтправить статью по e-mailВерсия для печати ..::
    Страницы: 1

    Друзья:

    (c)2000-06 Идея, создание и пополнение - Геннадий (Genadz)
    Программная поддержка - Алексей